Мониторинг первоклассников
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одной из задач ставит обеспечение «равных возможностей получения качественного начального общего образования» для всех поступающих в школу. Это означает, что деятельность школы в соответствии с требованиями ФГОС должна быть направлена на обеспечение «условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе позволяют ответить на следующие вопросы:
- Что нужно знать учителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые пришли в школу в сентябре?
- Что нужно учитывать при создании образовательной среды в школе и дома?
- От чего зависит успешная адаптация первоклассников к новой деятельности в школе?
Для описания готовности первоклассников к обучению в школе используются два блока показателей: показатели готовности первоклассников к обучению в школе и контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательной организации, характеристиками семей учащихся.
Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают три группы:
Первая группа — общее развитие ребенка, определение психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.
Вторая группа — внутриличностные особенности детей, позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Третья группа — показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.
Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает следующие методики:
- Образная память.
- Изучение саморегуляции.
- Образец и правило.
- Графический диктант.
- Простые невербальные аналогии.
- Исключение предметов.
- Распознавание эмоций.
- Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
В исследовании принимают участие не только сами первоклассники, но и их родители (законные представители), классные руководители, психологи и медицинские работники.
Результатом такого комплексного обследования является индивидуальный профиль готовности первоклассника к обучению в школе.
Рекомендации родителям 1классников
Рекомендации по развитию саморегуляции
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
НОКО (независимая оценка качества образования)
Психолого-педагогическое сопровождение
Жизнь школы на страницах газет
на главную страницу